Борис Фаликов о том, почему в обществе пропадает уважение к церкви
Активное вмешательство церкви в общественную жизнь приводит не к воцерковлению общества, а к обмирщению церкви.
Четверо молодых людей решили наведаться в храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Шла вечерняя служба, но молодые люди не обратили на нее внимания, цель у них была другая — сфоткаться на фоне алтаря. Когда им было отказано, они стали громко браниться.
После чего фотосессию разрешили, но в ее ходе выяснилось, что экскурсанты не только вдребезги пьяны, но у одного из кармана угрожающе торчит травмат.
Тут-то священник и вызвал полицию. Вряд ли произошедшее можно назвать богохульством. Хулиганы бросили вызов не Богу, а порядку, просто это случилось не где-то, а в церкви. Но сами они эту разницу вряд ли заметили. И это как раз совсем не случайно.
Когда несколько лет назад РПЦ под водительством энергичного патриарха пошла в миссионерское наступление на общество, стратегия ее была очевидна.
Вначале утвердиться материально, вернуть награбленное большевиками, построить новые храмы, решить оргвопросы, а затем заняться людьми. Подразумевалось, что для этого надо и дальше крепить альянс с государством.
С этой задачей церковь справилась быстро, собственность возвращают рекордными темпами, строительству новых храмов дан зеленый свет, доступ в школу и армию открыт.
А дальше случилось непредвиденное (по крайней мере, для церковных стратегов) — общество не бросилось в объятия церкви, напротив, в лице интеллигенции стало ее усиленно критиковать при безразличном молчании широкой публики. Но теперь и это молчание все чаще прерывается проклятиями в адрес «попов на джипах».
Причины образованной критики и необразованной брани на самом деле одни и те же. Церковь расширяет свою общественную активность фактически через голову общества, уклоняясь от прямого диалога и действуя через государственные структуры.
Выступая при этом как хозяйствующий субъект, который ставит во главу угла практические вопросы.
Поэтому все чаще воспринимается как идейный надсмотрщик и крупный собственник, а вовсе не носитель сакрального статуса.
Понятно, почему хулиганам без разницы, где материться и хвалиться стволом — возле алтаря или в ресторане. Но хулиганы — это крайний случай, эксцесс, речь о более широких и значимых процессах.
Как известно, первыми жертвами церковной реституции пали отечественные музеи. Именно им выпала нелегкая задача сохранения культуры (в том числе и православной) в советское время, когда она подверглась мощному натиску строителей новой жизни.
Многочисленные предметы культа, когда сам культ был объявлен «опиумом для народа», сгинули бы, как и другие приметы старой жизни.
Но музейщики их отстояли. Однако многие музеи располагались в старых церковных зданиях, поэтому возвращение церковной собственности началось именно с них.
При этом прежние работники из них изгонялись, а экспонаты оказывались без должного ухода. В результате иконы, чудом сохранившиеся в советские времена, оказались под угрозой уничтожения. Возвращение собственности оказалось важнее сохранения священного наследия. Репутации церкви как сакрального института был нанесен сильный удар.
Дальше больше.
В российских городах участились конфликты на почве строительства новых храмов. Их поспешное возведение наталкивается на сопротивление тех, кто предпочел бы видеть на их месте парки, детские площадки и прочие радости обустроенного быта.
Противостояние разворачивается по одной схеме.
Вначале оно не носит идейный характер, просто жителям хочется нормальной жизни, большого дефицита в наших городах.
Однако по мере того, как они убеждаются, что прислушаться к ним не желают, более того, церковные проекты имеют поддержку властей, число антиклерикалов в их рядах растет.
Вряд ли чувство священного может пробудиться в человеке, которого насильно лишают элементарных бытовых удобств. Чувства пробуждаются совсем другие.
Другие чувства пробуждаются и у бездетных семей, которым проповедуют, что искусственное зачатие — это не по-божески. Нет у вас детей, значит, Бог того не желает, грешите слишком много. Надо покаяться, а не бросать вызов Творцу, ему виднее.
Вряд ли бездетные родители, наслушавшись подобных вещей, отправятся в церковь, чтобы помолиться о даровании им потомства, скорее они станут обходить ее стороной. Она воспринимается не как источник помощи, а как помеха в семейной жизни.
Тем паче, что ретивые проповедники находят полное понимание у чиновников, от которых зависит финансирование здравоохранения.
Чувство священного не проснется и у детей на уроках православной культуры, введения которых церковь добивалась с упорством, достойным лучшего применения. Напротив, судя по всему, они вызывают у школьников отторжение от церкви как от чего-то принудительного и скучного. Еще одной казенной институции, которую ей навязывают взрослые.
Пиетет к церкви пропадает и у людей взрослых, когда она пытается привить им свои представления о прекрасном.
И делает это не в пространстве публичного дискурса, с которым у нас такой же дефицит, как и с нормальным бытоустройством, а через государство.
Скажем, будущий год объявлен годом культуры. Но уже сейчас понятно, что речь идет о культуре традиционной, то есть православной.
Все бы ничего, но когда министр культуры начинает одновременно говорить о своей неприязни к современному искусству, то понимаешь, что на следующий год сам рискуешь превратиться в школьника, которому будут рассказывать о Святой Руси. И ругать проклятый Запад за эстетическое и моральное разложение.
Подведем итог. Активное вхождение церкви в жизнь общества, которое мы наблюдаем в последние годы, ведет не к воцерковлению общества (как рассчитывали стратеги РПЦ), а к обмирщению церкви. Погрузившись в земные заботы, она сама стерла грань между сакральным и профанным.
Так что же сетовать, что ее воспринимают не как священный институт, который учит жизни, а как конкурента, который этой жизни мешает?
Причем конкурента, поставленного в заведомо выигрышное положение. Ведь на его стороне играет государство со всеми своими немалыми возможностями. Фактически вмешательство церкви в общественную жизнь происходит под его эгидой. И это многократно усиливает эффект непрошеного вторжения.
Хулиганов с их матерной фотосессией в храме, конечно, надо судить за хулиганство. Но удивляться их поведению не стоит.
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Религия- опиум для народа! Давно известно, особенно в 21 веке, когда отдельные аппараты даже "покидают" солнечную систему.
Блин! Ну вот вляпить бы вам ЖЕЛТУХУ так и хочется!
Прям усе то вам хорошо, что от мерзости местной исходит!
Вляпить? Не? _________________ Per Me reges regnant
___________________________________
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Зарегистрирован: 07.03.2013 Сообщения: 1969 Откуда: Скопинский район
Добавлено: Вт Янв 07, 2014 6:58 am Заголовок сообщения:
Более внимательно рассмотрел весь "кипешь" вокруг увольнения а. Кураева из МДА и пришёл к неожиданному выводу, что неприятный мне во всех отношениях наглый поп (перевёртыш), возможно, прав в отношении вскрытия "голубизны" в верхушке РПЦ. Понятно, что на такой "смелый" шаг данный богослов пошёл не в одиночку. Впрочем, это событие ( в случае дотошного исследования от постельничьего Пимена и книги "Криминальная история христианства") может поставить могильный крест на Церкви, как предсказанной "блуднице Апокалипсиса и детище антихриста", о которой ещё Вольтер в годы французской революции сказал: умри гадина!
Есть чистая Вера, есть Святость и Учение Христа, как и огромный пласт святоотеческого окормления народов РФ и Европы.... Нет сомнений во всём, что знал народ и знает, получая благодать и знаки поддержки!
Но есть и такое, что понять нормальным людям, тем более верующим просто нельзя
http://diak-kuraev.livejournal.com/ _________________ Жил-был я, стоит ли об этом?
так? не? _________________ Per Me reges regnant
___________________________________
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Есть такая поговорка: "у кого чего болит, тот о том и говорит".
Мне интереснее пофотать... а теперь еще и астофотографией займусь.
Телескоп теперь есть. _________________ Per Me reges regnant
___________________________________
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Считаю, что об этом вообще не стоит говорить!
Это же и есть пропаганда!
Ага, и церковь отделена от государства, например:
8.11.2013, Москва 20:50:03 Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014г. и еще 600 млн - в 2015г. в качестве финансирования объектов епархиального управления. Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014г. и плановый период 2015-2016гг. и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.
Еще 50 млн руб. будет выделено из бюджета на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн руб. - на завершение работ по реставрации Тульского кремля.
Также в одобренных поправках предусматривается выделение 2,1 млрд руб. на центры временного содержания иностранных граждан. При рассмотрении законопроекта нижней палатой в первом чтении эти средства предлагалось предусмотреть во время подготовки поправок.
Я уж молчу о таких мелочах, как налоговые льготы по табачно-водочной продукции, реализуемой по линии РПЦ. Типа КАГОР целебный только потребляют и из табака ладан делают.
Admin писал(а):
астофотографией займусь
Воооо! Это дельно, рассмотри, как устроен китайский луноход и передай конструкцию в РПЦ, может улетят туда....
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Просматривая темы в Интернете про "Дары Волхвов", увидел такое послание молодого человека:
лично мое мнение, что во многих церквях священники уже самы далеки от написанного в библии.
идет уже поклонение не самому богу
а как при язычестве вещам.
коропка с дарами. просто охренеть.
если ее наделяют такой огромной силой по исцелению больных
то возникает вопрос, почему не выставить ее на все общее обозрение - пусть лечит людей.
недавно мотрел фильм про Афон.
тут у меня вообще произошел разрыв шаблона о церкви.
умирающего монаха - завертывают в саван, кладут в могилу и не засыпая землей накрывают крышкой.
через 2 года крышку открывают, остатки кладут в клетку вешают рядом с могилой , видимо что бы солнце и ветер очистили остатки плоти
а потом
складывают
на полку
отдельно хранятся черепа.
а кости хранятся в сваленном грехе.
те получается в самой главной обители веры
чловека не предают земле.
так что да простят меня остальные верующие
я все таки верю в самого бога.
а то что сейчас творится
это по мне какойто театр абсурда с людьми не верующими а фанатиками.
как говорят заставь дурака богу молиться - он весь лоб отобьет
Зарегистрирован: 17.10.2012 Сообщения: 2182 Откуда: г. Скопин
Добавлено: Вт Янв 14, 2014 7:42 am Заголовок сообщения:
В чем то, автор сего опуса прав! _________________ Per Me reges regnant
___________________________________
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Вы поняли главного ужаса веры: женщины и козы персоны нон-грата. стоит кому-то из этих существ появится на Афоне и ...конец всей вере! Вот ведь какая чушь живёт в умах народа! И при чём там вообще Вера в Христа и реализация по образу и подобию? _________________ Жил-был я, стоит ли об этом?
Многотысячная очередь к Дарам волхвов: «Даже от гомосексуализма исцеляет!» – Да куда ж вы ломитесь! К святыне все-таки идете! – решительно преградил полицейский путь бабушкам, пытавшимся отодвинуть металлическое заграждение и пролезть за него. Бабушки заворчали, но, не увидев никакого смятения на лице угрюмого старшего сержанта, умолкли и перешли к вполне спокойному ожиданию момента, когда полицейский даст команду двигаться дальше.
До цели – храма Христа Спасителя – им оставалось еще добрых 6–7 часов и где-то 25 аналогичных встреч с полицейскими. Разумеется, что после того как в России побывал Пояс Богородицы Москву вряд ли можно удивить количеством верующих, выстраивающихся в очередь к храму Христа Спасителя. Церковь тогда говорила, что Поясу поклонилось около миллиона человек – и, глядя на бесконечный поток людей (не прекращавшийся ни днем, ни ночью), поспорить с этим было как минимум затруднительно. Конечно, кое-что с тех пор изменилось. В 2011 году, когда стало понятно, что храм Христа Спасителя не успеет принять всех прихожан, желающих повидать Пояс, представители РПЦ заговорили о возможности облететь Москву со святыней на вертолете, чтобы с высоты благословить всех жителей столицы.
Тогда это показалось неким эпатажным заявлением в духе времени. Но после того как батюшки по просьбам властей стали облетать с вертолетными молебнами то затопленный наводнением Дальний Восток, то замученный терактами Волгоград, уже не покажется шуткой возможность благословения Москвы Дарами волхвов, например, с реактивных самолетов. Дары волхвов, как и Пояс Богородицы, привезены в Россию Фондом Андрея Первозванного (попечительский совет которого, к слову, возглавляет руководитель РЖД Владимир Якунин) с Афона и тоже имеют несколько сомнительное происхождение.
Обе святыни вроде бы стали известны при первом византийском императоре Аркадии – и, скорее всего, были подделкой то ли его времени, то ли позднего Средневековья. Впрочем, один из самых уважаемых православных ресурсов, «Православие и мир», на резонный вопрос о том, следует ли поклоняться средневековой подделке (золоту и ладану, якобы преподнесенным при рождении Иисусу мудрецами, приехавшими с Востока), отвечает, что, конечно стоит.
Потому что даже если конкретно эти артефакты и не имели отношения к младенцу Христу, то все равно именно к этим Дарам волхвов несколько поколений христиан относились как к настоящим и пропитывали их своей верой, таким образом превратив подделку в святую реликвию. Да и, надо сказать, большинство людей, с которыми мне довелось поговорить в очереди к дарам, отвечали приблизительно то же самое, хотя и без богословских отступлений: просто надо в это верить, а по вере потом воздастся.
Хотя был и весьма неожиданный довод. – Вопрос о том, чтобы привезти дары в Москву, решался два года на самом серьезном государственном уровне! Когда вопросы решаются на таком уровне, то речь о подделке идти не может, – легко раздражаясь, но не теряя уверенности, заявил мне инженер на пенсии, приехавший из Подмосковья. – А если подделка средневековая?
Ну, так глубоко в прошлое даже наши государственные мужи ведь едва ли могут дотянуться... – Послушайте-ка, молодой человек, я вам факт сказал. А факт есть факт! – не оставил мне пространства для дальнейших дебатов пенсионер и перевел тему разговора в более прикладную плоскость: как долго еще стоять в очереди и успеем ли до закрытия храма Христа Спасителя на ночь. Очередь к храму тянется три с половиной километра – буквально от Третьего транспортного кольца, по Фрунзенской и Пречистенской набережным. Этот маршрут отгорожен металлическими заборами, которые стерегут полицейские, чтобы кто-то туда не залез, не отстояв очередь с начала. При этом сама территория за забором разделена еще приблизительно на 30 отсеков поперек, в каждом из которых нужно стоять около 20 минут, ожидая, пока полицейские не откроют заграждения и не пропустят.
Причем каждое такое открытие заграждений сопровождается массовым забегом первых рядов очереди: в основном женщины стремятся пробежать отсек, куда их запустили, и добежать до следующего отделения, доступ к которому полицейские могли еще не успеть перекрыть.
Всего в таком движении по набережной, по моим подсчетам (учитывая, что в каждом отсеке находилось по 150-200 человек), единовременно находилось 5–7 тысяч человек, которым требовалось ждать встречи с Дарами волхвов по 8–9 часов. – К поясочку-то всю ночь пускали! А тут если не успеешь до вечера, то завтра тоже весь день стоять! – объясняла мне одна из бабушек, первой успевшая добежать к началу очередного отсека, где ее остановил полицейский.
Она даже отрепетированно потрясла перед его носом бумагами о третьей группе инвалидности, но тот, позевывая, ответил, что без очереди идет только первая группа инвалидности и родители с маленькими детьми. – Ох, ну от таких спасенья никакого не будет и после прикосновения к святыне, – удрученно подытожила бабушка, кивая на полицейского.
При переходах из одного отсека в другой разыгрывались настоящие драмы: одна из женщин не успела перейти дальше с ожидающими из своего отсека в следующий, потому что встала еще в одну очередь – за бутербродами. – Ну вы же видели, что я раньше еще здесь стояла! Вы должны меня пропустить дальше, к своим! – пыталась она убедить полицейского, который, кажется, уже не первый раз слышал в этот день подобную фразу.
Еще в одном отсеке стоявшие в первых рядах гневно закричали, когда увидели, что впереди на набережной припарковался тонированный джип в том месте, где полицейских у заграждения очереди не было. Из джипа вылез коренастый мужичок в кожаной куртке, отодвинул забор, зашел за него, оказавшись таким образом на середине пути к храму Христа Спасителя. Впрочем, агрессивно себя вели только бежавшие в первых рядах своих отсеков, а остальные, наоборот, были очень дружелюбны и в свою очередь подзывали и протаскивали через заграждения незнакомых людей с внешней стороны заборов, шедших в конец очереди. – Да не бойся ты, – давала мне совет доброжелательная бабушка. – Я 11 часов стояла к поясочку, и ничего страшного – от испытаний твоя вера становится только сильнее, да и святыню лучше почувствуешь. – У меня тоже так было! – подхватила другая пенсионерка с легким безумием в глазах. – Это было незабываемо!
Но с нами тогда еще в одном отсеке шел Киркоров, а через несколько дней у него родилась дочка! Большинство идущих к Дарам волхвов – женщины, причем они сами объясняют это без затруднений. – Вот вы можете и так прикоснуться к Поясу Богородицы и Дарам волхвов! – как-то укоризненно заявила мне дама в меховой шапке. Я даже на всякий случай оглядел себя и ее, чтобы понять, что со мной не так, но собеседница пояснила сама: – На Афон вход открыт только мужчинам, а женщинам – нет.
Вот у нас одна возможность и есть в жизни прикоснуться к таким святыням! Кроме того, РПЦ сама позиционирует Дары волхвов как целительную реликвию. «Исцеляет от бесплодия и бесноватости!» – как в рекламе, сообщает громкоговоритель у храма Христа Спасителя. – У меня таких проблем нет, но оно лишним не будет! – рационально сказала мне двадцатилетняя девушка. – От всего исцеляет, если веришь! – вклинилась в наш разговор женщина средних лет. – Слышала, даже от гомосексуализма исцеляет! – добавила она и покосилась на мужчину, от которого на всю толпу несло могучим одеколоном. – Вообще-то я первый раз так пришел, – доверительно обратился ко мне студент, сидевший с планшетом на парапете набережной, чуть отдалившись от толпы. – Тут хорошо, спокойно, можно к экзаменам подготовиться, вот и учу здесь.
Ну и фиг ли, вдруг поможет! Простояв полтора часа, я не выдержал испытания очередью и поехал к храму Христа Спасителя, куда прошел по пресс-карте. Там один за другим со светящимися лицами православные подходили к реликвии, прикасаясь приблизительно на полсекунды и тут же проходя дальше – не задерживаясь дольше, чем пассажиры на турникетах метро в час-пик. – Крестимся и молимся до прикосновения к святыне!
Как прикоснулись, тут же проходим дальше! – внушали алтарники, стоявшие на подходе к Дарам волхвов. Как только человек касался реликвии, алтарники, прихватив его за локти, тут же отводили дальше, чтобы не задерживать очередь, идущую со скоростью конвейера. – Я не был так счастлив с тех пор, как меня в партию приняли! – действительно радостным голосом говорил мне дедушка, только что вышедший из храма и к словам которого никак не хотелось придираться.
Счастье есть счастье, как, наверное, выразился бы один из моих собеседников в этот день. И довольно глупо кого-то за счастье упрекать.
Илья Шепелин. Слон.ру _________________ Per Me reges regnant
___________________________________
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Любая тирания основана на людском молчании. (Томас Джефферсон)
__________________________
Пока в менталитете народа сидит Закон джунглей, любая Конституция бессильна.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах